Все про ментальную арифметику: что это такое, плюсы и минусы, что она дает

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня ментальная арифметика развивается, захватывает умы педагогов, психологов и родителей. Ее уникальность в том, что она способна справиться с проблемами детского дефицита в умственной и коммуникативно-двигательной сфере. 

В обучении ее применяли и раньше, но лишь не так давно признали ценность этой  программы развития математических способностей. Хотите узнать о ней подробнее? Читайте мою заметку, и вы узнаете, что такое ментальная арифметика, в чем ее плюсы и минусы, как ей научиться и как применять ее в жизни.

Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна

Для начала давайте углубимся в понятие “ментальная арифметика”, что это такое? Ментальная арифметика – это программа, основанная на системе устного счета с построением и развитием устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий, она позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка.

Особенность этой методики заключается во всестороннем интеллектуальном развитии детей, а умение молниеносно складывать и вычитать числа – это наглядное проявление умственных способностей человека.

Основные компоненты в программе – счета для ментальной арифметики. Обучение математике с их помощью состоит из двух этапов. На первом ребенок осваивает абакус: передвигает костяшки на счетах, при этом применяет и устный счет. 

Что такое абакус? Это счётная доска для вычислений, которой впервые начали пользоваться в Месопотамии (примерно в третьем тысячелетии до нашей эры). Абакус очень похож на советские счеты, однако числа она нем обозначаются положением на спице, а не количеством косточек.

Быстрый устный счет является демонстрацией приобретенных навыков методики ментальной математики с использованием счетов, которые похожи на бухгалтерские (отличаются количеством костяшек). Раньше такие счеты применяли на уроках математики.

Важно понимать, что математический, устный и ментальный счёт – это не одно и то же: у каждого вида свои нюансы и задачи.

Математический и устный счет, примеры и задачи из 1-6 класса повышают скорость и качество счета. Например, ребенку сначала даются упражнения с простой таблицей умножения, а спустя несколько занятий он уже умеет работать с двузначными и трехзначными числами.

На втором этапе вычисления ведутся в уме (это ментальный счёт): абакус отодвигается в сторону, так как в начале урока выполняются базовые упражнения, остаются такие задания, как, например, рисование двумя руками.

Также есть множество дополнительных методик, которые позволяют разносторонне подходить к развитию детей. Ребенок пишет вычислительные диктанты на слух, по памяти, ментально. 

Благодаря работе руками, укрепляются старые и создаются новые нейронные связи. К таким занятиям относятся возведение башен из конструктора, рисование, игра на музыкальном инструменте и т.д. 

Также на уроках проводятся упражнения по скорописи букв и цифр, графические диктанты, игры, развивающие память – это все разносторонне развивает ребенка. Чередование заданий позволяет вырабатывать такие навык, как переключение внимания, концентрация внимания, скорость обработки информации.

Что даёт ментальная арифметика? Она помогает добиться синхронной работы обоих полушарий мозга, достигая эффекта синергии, что позволяет развить и другие немаловажные навыки:

  • усидчивость;
  • концентрация внимания;
  • фотографическая память;
  • воображение;
  • творческое мышление;
  • трудоспособность;
  • скорость обработки информации.

Исследования показывают, что при любом устном счете задействованы участки мозга, ответственные за депрессию и тревожность, а значит, чем активнее работают эти области, тем меньше риск неврозов и тоски.

Ментальная математика вырабатывает привычку трудиться, способность доводить любое дело до конца, желание сравнивать свои результаты и ставить цели. Мелкая моторика важна, так как она связана с нервной системой, памятью, зрением и вниманием ребенка.

Плюсы и минусы программы развития математических способностей

Давайте рассмотрим другие мнения насчет эффективности такой программы, как ментальная арифметика, плюсы и минусы которой тоже важно знать. В одной статье прочитала, что она не дает понимания арифметических действий, ее цель – получение быстрого ответа. Очевидно, что автор этого высказывания не разбирается в ментальной и классической математике.

Практическая сторона арифметики включает в себя методы, схемы и алгоритмы для осуществления точных арифметических действий, в том числе использование счетных машин и других устройств. 

В программе выполняются такие арифметические действия, как сложение и вычитание, умножение и деление. А при возведении в степень и извлечении корня приходится досконально разбирать теорию и записывать формулы. А вот отрывок из другой статьи: 

Ментальная математика не дает возможности делать приближенные вычисления, так как ребенок будет автоматически обращаться к одному алгоритму, который для него прост и понятен. А в жизни требуется гибкость, использование разных способов эффективного счёта.

Ментальная арифметика не должна решать все задачи, поставленные для школьного курса математики! Ребенку легче понять строение чисел не только десятичной системы счисления, но и восьмеричной, двоичной. А считать в десятичной системе легче, так как в программе есть правила счета с переходом через пять, десять, сто.

Тем не менее некоторые недостатки у программы все же есть, но связаны они не с самой методикой, а с личностным отношением ребенка к уроку и преподавателем:

  1. Неправильный настрой на упражнения может привести к потере интереса на развитие навыков.
  2. Успех ребенка зависит от преподавательской подготовки и квалификации преподавателей. 
  3. Быстрый счёт может превратиться в поспешность, в результате чего могут появиться ошибки.

Это основные минусы программы, но по сравнению с ее плюсами они кажутся незначительными, смотрите сами:

  • ребенок может быстро считать в уме;
  • на занятиях дети учатся совмещать несколько видов деятельности;
  • упражнения с мелкой моторикой рук развивают оба полушария головного мозга;
  • ментальный счет тренирует смекалку и воображение ребенка.

На мой взгляд, преимуществ программы развития математических способностей гораздо больше, плюс вышеперечисленные недостатки ментального счета можно устранить, если вовремя их обнаружить. 

Как обучают ментальной арифметике

Вы заинтересовались программой, но не знаете, как научиться ментальной арифметике или помочь своему ребенку освоить эту методику? В этом нет ничего сложного.

Для начала обратите внимание на возраст. Рекомендуемый возраст для начала занятий – от 4-16 лет. Однако детям в возрасте 4-5 лет рекомендуют заниматься не более 20 минут. Смотрите рекомендации для домашнего обучения »

В среднем курс дается на 3-4 года, иногда 2,5-3. Занятия проходят 2 часа в неделю: дошкольники – 25-30 минут с переменами, младшие школьники – 35-40 минут, ученики среднего звена – 45-50 минут. Но даже с такой длительностью занятий, а также с выполнением кинезиологических упражнений и физминуткой дети сильно устают. 

На занятиях дается наглядное представление состава числа 10 и 5, также всех остальных чисел: 3,4,7,8,9, причем на отдельных уроках отрабатываются навыки действия с каждым из чисел: плюс, минус 6, плюс, минус 7 и т.д. Такие уроки помогают детям, испытывающим трудности в школьном курсе математики: они дают им уверенность и свободу в вычислениях. 

Школьную программу по математике лучше не обгонять, например, для первоклассников нежелательно вводить четырехзначные числа.

Если обобщить методику обучения, то, как я уже говорила выше, она состоит из 2-х этапов. Сначала нужно научиться физически считать на абакусе, задействовав при этом обе руки. А далее необходимо представлять образ абакуса в уме и переставлять косточки уже в своем воображении. 

Ментальная математика для детей может быть полезна и ученикам, которые столкнулись с трудностями или отстали от сверстников по школьной программе. Приобретенные вычислительные умения дают детям уверенность и желание выйти к доске.

Взрослым людям эта методика полезна как гимнастика для ума: тренирует память. Никаких возрастных ограничений в изучении этого предмета нет, но результат с возрастом достигается гораздо позже.

Как применять метальную арифметику в жизни?

Ментальный счёт позволяет быстро производить вычислительные процессы, но как эти навыки внешкольной программы по математике могут нам пригодиться в жизни? Давайте рассмотрим, что дает эта методика:

  1. Умение сосредоточиться на главной задаче, а также справиться с ней в считанные секунды;
  2. Способность удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно, логическое мышление.
  3. Знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный вариант в каждой конкретной ситуации.
  4. Способность оригинально мыслить. 
  5. Развитие полушарий мозга: в правом активируются центры, которые отвечают за эмоции и общение, следовательно, ребенок легко находит новых друзей и учится сопереживать.
  6. Качество решаемых задач переносится на все сферы: от уроков до выбора профессии, поэтому в любой кризисной ситуации ваш ребенок уверенно выбирает то, что для него важно.

Таким образом, мы видим, что ментальная арифметика – это методика, обеспечивающая не только обучение устному счету, но и развитие у детей памяти, речи, умение воспринимать на слух какую-либо информацию, запоминать её.

Основные выводы

Ментальная арифметика направлена на формирование устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий. По мнению педагогов именно этот факт помогает людям выбирать наиболее эффективные и точные решения, добиваться успеха в жизни. Рассмотрев все “за” и “против”, можно с уверенностью сказать, что такая методика – это с пользой потраченное время.

Кстати, развивать интеллект, синхронизировать развитию работу обоих полушарий можно и с помощью других занятий: решения кроссвордов, игры в шахматы и шашки, игры со сложными конструкторами. Рекомендую не оставлять детей без внимания, заниматься их развитием.

Надеюсь, что статья для вас была полезной. Буду рада, если вы поделитесь ей в соц. сетях.

Что вы думаете о таком методе развития математических способностей? Поделитесь своим мнением, пожалуйста, в комментариях.

Успехов вам и удачи!

10 комментариев

Аватар комментатора Александр Автор: Александр

Статья интересная и видимо будет полезна для специалистов. Мне кажется, если бы она несла только информативный характер, то можно было бы сократить. Но я не специалист в этой области.

Аватар комментатора Виктор Автор: Виктор

Лучше всего развивает оба полушария развитие духа. Да и зачем до такой степени напрягаться в изучении и применении ментальной арифметики? Предки пользовались пространственной и временной арифметикой, зачем не знаю. Но видимо что - то считали в пространстве и связывали со временем. А наши потуги в информационном поле через школу и такие предметы - ни о чём. Теми технологиями, что владели предки, учёные только мечтают и смотрятся глупыми детишками. Кроме этого предки имели несколько письменностей, которые нам не все известны, а родной язык исковеркали и обрезали до не могу.
Возвращаться надо к корням своим, Богам Рода. Тогда и знания вернутся, возможности и способности.

Аватар комментатора Зоя Токарева Автор: Зоя Токарева

Спасибо за статью. Про развитие маленьких детей трудно строить предположения. Нужны исследования.
Для взрослых, сложившихся людей такая методика безопасна и полезна, хотя эффективность, конечно, намного ниже, чем у детей. Очень интересно и хочется попробовать.
4 грамматические ошибки в статье можно списать на скорость нашей жизни, а можно и исправить, это не долго.

Аватар комментатора cтанислав Автор: cтанислав

Добрый день!
В моей практике был один ученик, который считал быстрее калькулятора.
Тогда о ментальной математике и методике счета по ней не было. Никто его этому не обучал. При приеме в 1-й класс его хотели направить в спецшколу, как умственно отсталого. Но когда попросили его посчитать, то удивились его способностям в счете.
К сожалению, эти способности к счету не дали развития логического мышления. Окончил он только 8 классов на натянутые троечки. А считал образами, но рассказать как это получается не мог. Это было у него на уровне подсознания.
Я считаю важнее развивать в ребенке логику мышления,тогда под силу будет усвоение и других наук, не только математику. Математика- это не только счет!

Аватар комментатора Ольга Автор: Ольга

Очень интересная и полезная статья, я много слышала о ментальной математике, но такого подробного описания еще не встречала, спасибо.

Аватар комментатора Людмила Автор: Людмила

Ментальная математика это интересно, вот только цены на эти занятия не маленькие, а обучение длится не один год. Ребёнок может бросить в любой момент и деньги пропадут. Хотя если купить книгу и самой использовать некоторые элементы для развития в качестве игры, тогда есть шанс достичь хоть какого то прогресса. Это будет точно дешевле.

Аватар комментатора Сергей Кузьмин (Кен Шин) Автор: Сергей Кузьмин (Кен Шин)

Во время моего детства не было калькуляторов и тем паче компьютеров и все простейшие вычисления делались в уме (или в старших классах с помощью логарифмической линейки). Современные дети большей частью даже простые счетные операции не способны выполнить без помощи технических средств, поэтому я за такую программу. Хочу пояснить что термин "синергия", использованный автором в тексте статьи, означает "комбинированное воздействие факторов, характеризующееся тем, что их объединённое действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их простой суммы". Но, думаю, что занятие шахматами, более перспективно для развития человека:))

Аватар комментатора Ирина Автор: Ирина

Интересная информация. Для мозга хорошая зарядка. Оставаться в возрасте с хорошо работающими полушариями. Спасибо.

Аватар комментатора Галина Автор: Галина

Здравствуйте.Посмотрела на Ютуб, как это хоть выглядит - быстро считать.Впечатлило. Я думаю, что детям конечно будет полезно научиться этому методу счета.
Спасибо за интересную статью.

Аватар комментатора Елена Ридель Автор: Елена Ридель

СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ! МЫ КАК-ТО С АЛИСОЙ ПОШЛИ ИЗУЧАТЬ МЕНТАЛЬНУЮ АРИФМЕТИКУ, НО РЕБЕНКУ ЭТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ... А ВОТ ШАХМАТЫ ПОНРАВИЛИСЬ ОЧЕНЬ СИЛЬНО!!

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Популярные статьи

Сообщение